Второй шаг к hi-fi: сравнительный тест стереопар стоимостью более $60

Акустика SOLO + AV-ресивер

Как известно, AV-ресивер является важным звеном при построении сборных музыкальных театров. От его качества и возможностей зависит очень многое. Опять же хорошо известно, что встроенные усилители активных колонок очень часто “оптимизированы” под модель, для которой предназначены. Но при этом сами УНЧ выполняются по типовым схемам с минимальными затратами и порой не могут раскрыть всех потенциальных возможностей акустики. Да и встроенные блоки питания порой грешат низкой мощностью и никудышной фильтрацией. Дабы не утяжелить бюджет, мы выбрали Hi-Fi AV-ресивер SVEN HR-970. Когда-то 970-ый являлся представителем топовой линейки SVEN, но по сути его следует отнести к самому началу уходящей в небо лестницы Hi-Fi.

Экспертное прослушивание

В качестве «референсной» использовалась активная стереоакустическая система:

• Defender SPK-720 «полтинник» (>60 $)• Microlab Solo-1 (~50 $)• Hi-Fi пассивная стереопара Monitor Audio Bronze B2 (>230 $), с ней ресивер Pioneer 514 (>220 $) в direct стереорежиме

Задействованные источники звука:

• Многоканальная саунд-карта Creative Audigy2• типичный портативный МР3 плеер, подключённый через выход на наушники• бытовой DVD-плеер Pioneer 565-A с действительно высококлассными ЦАПами

Подобно истинной Hi-Fi акустике, на качественных записях Solo3-mkII позволяет обойтись без подстройки тембра. На расхожих сидючках и потрепанных Мр3 тестируемая Solo3-mkII просит добавить баса на 3 часа, а верхушек на 1 час, не более. Выдающийся показатель для мультимедиа акустики! У той же Solo-1 тембры приходилось выкручивать чуть ли не на полную.

Без добавки тембром, по большому счету, бас всё-таки суховат. Хочется добавить мягкого жару. А не получится! Не тот ценовой диапазон. Роскошный бас без сабвуфера очень дорого стоит.

Подзадранный бас Solo3-mkII может быстро надоесть, так как страдает синдромом динамического плевка. Т.е., ударный панч колонка отрабатывает слишком хорошо , акцентируя всплеск с добавлением искусственной «дрожи», привнесённой на временном отрезке естественного затухания сигнала. В случае разнесённых во времени ударов дрожь Solo3-mkII сходит с рук, а вот когда начинается плотная вязь контрабаса или бас гитары с фузом, переходные дрожания накладываются, что дает весьма своеобразную трактовку исходного музыкального материала.  Посему динамичный джаз в исполнении Solo3-mkII звучит не очень убедительно. Сложная электронная музыка тоже. Без огонька, без экстаза… Впрочем, за 100 у.е. этого следовало ожидать. 

Фазоинвертор явно халявит (можно вообще заткнуть?), даже на высокой громкости. И слава Богу! Зато атака ударно импульсных звуков отрабатывается чётче.

Кстати, лично мне артикулированный чёткий бас более по душе, чем глубокий, но размазанный. Но это дело вкуса. Что касается кратковременной фальши на «переходах», то их замечает лишь тренированное ухо. Посему слегка плюющийся бас Solo3-mkII к существенным недостаткам не отношу.

Если поставить колонки прямо на пол (резиновые ножки имеются), то бас помягчеет, но может опасно измениться середина. Главное, не приближаться! Полтора-два метра – минимальная дистанция.

У Solo3mkII исключительно комфортна прозрачность высоких частот. Средние тоже не режут чувствительное ухо. Мечта!

Согласен, на средних частотах есть неточности и шероховатости. Но в пределах разумного. Мелочи жизни. Также согласен, неискажённая выходная мощность топчется на рубеже 50% выкручивания ручки громкости. Ничего не поделаешь, за всё в этом мире надо платить…

Напоследок ещё раз о совместимости Hi-Fi компонентов. Затратив полшутки баксов за усилок и колонки, велика вероятность получить кота в мешке. И звук будет ненамного лучше, чем у Solo3mkII за стольничек. Да, у мультимедийной Solo звук не столь мощный. Да, со скомканной проработкой глубины сцены. Да, с прочими простительными недостатками. В своем роде, воистину «еда и женщины на скорую руку». Раз, и готово. Подбор же хай-фай компонентов – занятие не для слабонервных. А оно вам надо??

Попытка построения системы 5.0

Бытует вполне справедливое мнение о том, что при построении системы пространственного звучания необходимо обязательно использовать АС центрального канала. Центральная колонка является как бы осью системы, именно вокруг неё “вращается” всё происходящее, и на неё “нанизываются” все эффекты. В аудиофильских кругах вокруг выбора АС для центрального канала очень часто разгораются жаркие споры, связанные не только с маркой, но и отношением цена фронта/цена центра. Мы не будем следовать общепринятым канонам, т.к. строим музыкальный театр для не слишком притязательного, и что самое главное, стеснённого в средствах пользователя.

Чтобы оценить роль центра, прибегнем к наилучшему решению   SOLO-2 mk2 + SOLO-1 mk2 и дополним его ещё одной колонкой Microlab SOLO-1 mk2. При всём этом будем использовать штатные (встроенные) усилители…. Звучание системы 5.0 оказалось более приятным и реалистичным, нежели 4.0. Причин тут несколько – во первых, свою роль сыграла АС центрального канала, во вторых, для построения систем пространственного звучания дополнительные колонки никогда не помешают. Чем больше колонок (естественно, в разумных пределах), тем целостнее объёмный звук. А общепринятым минимумом считается пять сателлитных колонок.

В музыке 4.0 всё же не так сильно проигрывает варианту 5.0, но вот в фильмах разница ощутима. При просмотре видео с реально качественного DVD мы ощутили всю прелесть системы. Это касается и звуковой мощности, и качества самого звука.

Да, звукорежиссеры по-прежнему очень любят грузить в фильмах центральный канал. А если ещё сюда накладывается перевод-дубляж, то сами понимаете, что получится в результате.  Послушав же современно записанную музыку на многоканальных DVD-audio и SACD, приходишь к мысли, что центр абсолютно равноправен, так же, как и тыловые каналы. И чтобы не было провалов в низкочастотном акустическом поле, тылы должны «пахать» хотя бы с 70–80 Гц. Так что при худосочных сателлитах в форматах высокого разрешения одним сабвуфером не отделаешься.

SOLO2 mk2 + SOLO1 mk2

Сделав фронтальными колонками SOLO-2 mk2 и дополнив их тыловой парой SOLO-1 mk2, мы получили заметно отличающиеся результаты. Такая перестановка неминуемо привела к понижению мощности системы. Однако в ракурсе нашего эксперимента выходная мощность звука не занимает ключевой позиции.

Если квинтету SOLO3 mk2 + SOLO2 mk2 удавалось вполне неплохо “озвучивать” тестовое помещение площадью чуть менее 20м2, то связка SOLO-2 mk2 + SOLO-1 mk2 больше подойдет для комнат с метражом в районе 10м2. Потеряв в мощности, мы всё же выиграли в звучании. Дело в том, что классические SOLO-1 mk2 и SOLO-2 mk2 сами по себе звучат лучше SOLO-3 mk2. В вопросе с последними до сих пор не понятно использование двух мидбасовых динамиков (производителю –может, менеджерам по маркетингу виднее?). Как и в первом сборочном варианте, звучанию полученной системы не хватает всепроникающего «глубинного» баса. Да и откуда ему взяться?! Посему если вы решитесь на повторение нашего опыта, настоятельно рекомендуем использовать активный сабвуфер. Или задействовать одну какую-нибудь басовитую колонку-усилитель, например, со сгоревшей пищалкой :).

Общий частотный баланс системы оказался на высоте. Всё же при прослушивании связки SOLO3 mk2 + SOLO2 mk2 слегка превалировали средние частоты. Здесь же звук получается чётким и одновременно мягко-упругим. Лёгкие напряжённые оттенки сказываются лишь при максимальной громкости. Если отбросить фактор мощности, то уверено можно сказать, что прослушивание системы SOLO2 mk2 + SOLO1 mk2 оставило куда более приятные впечатления, нежели SOLO3 mk2 + SOLO2 mk2. Звучание варианта из младших SOLO более приближено к Hi-Fi. Хотя до истинного Hi-Fi (который эдак раз в 10 дороже) ещё далековато.

Рационализаторское предложение

На сей раз ограничусь краткими замечаниями, не вдаваясь в технические подробности.

Во-первых, получить могучий бас за счёт увеличения объёма корпуса или мощности НЧ-динамика – дело нехитрое, тогда как грамотно минимизировать акустическое оформление колонки при максимальной отдаче на басах – задачка, для которой потребуются квалифицированные мозги и мудрые полномасштабные тесты. Недорогая активная акустика упёрлась в предел качества звучания, обусловленный сформировавшейся ценой. Развитие пойдёт в направлении миниатюризации колонок. Отрадно, что JetBalance на правильном пути!

Во-вторых, применяемые современные «пищалки» уже способны излучать в ультразвуковой области частот. Доработав ВЧ-тембр, нетрудно получить так называемое «DVD-audio|SACD ready». А это уже будет прорыв в борьбе за покупателя!

В-третьих, разные варианты отделки, стильные подставки и т.п. (особенно когда цена переваливает за 100 уе) – это не блажь, а средство завоевания популярности! Подобных «пешек» не чурается ни одна уважающая себя фирма. Ну, кому по зубам посоревноваться со Sven?

Рационализаторское предложение

Усилитель вынести во внешний модуль; добавить инфракрасную дисташку; немного вытянуть корпус в высоту, скруглив бока; из пищалки выжать 40 кГц; средний динамик взять от Solo1mkII, переделав фильтр; разнообразить дизайн, внеся отделку под светлый бук, или белый/черный ясень с «серебром» – и будет гипер-супер современная стереоакустика! За такую и 200 баков (к примеру) отдать не жалко :). Почему такую акустику до сих пор никто не делает? Подозреваю, вот-вот начнут! Как поется в песне, «не пройдет и полгода». Ведь сегмент рынка стереомультимедиа перенасыщен и стремительно перегревается. А значит…

Что получили…

Напомним, в рамках этой статьи (надеемся, что будет и её логическое продолжение), мы решили познакомить вас с результатами попыток построения систем типа 4.0 и 5.0. Казалось бы, отличие состоит лишь в наличии одной колонки центрального канала, но рискнём предположить, что это многое решает. Применение сабвуфера  напрашивалось, но мы всё же решили отложить этот вариант на другой раз. Не скроем, изначально планировали эксперимент лишь с двумя логически понятными вариантами: SOLO2 mk2 + SOLO1 mk2 и SOLO3 mk2 + SOLO2 mk2.  Однако по ходу опытов всплыло много интересного, и в первоначальные планы были внесены значительные коррективы. Итак, начнём.

Заключение

Итак, второй шаг к Hi-Fi застыл на отметке $ 110, начав со скромных $ 60. Третьим шагом, очевидно, будет приобретение продвинутых стереопар типа Defender SPK-750 Volcano-1 (~170 USD), которые могут появиться в будущем. Четвертый шаг – это уже погружение в иной мир абсолютного «Hi-Fi» с его обильным разнообразием форм и широченными пределами цены.

По сравнению с недавно протестированной акустикой ценой около $ 50, более дорогие стереопары отличаются прежде всего возросшей мощностью и погрузневшими габаритами. Как следствие последнего – бОльшая басовитость. С точки зрения Hi-Fi, требований к звуку кардинальных улучшений, за редчайшим исключением, практически нет.

Явный лидер по качеству звучания – JetBalance JB-381, у которой самая ровная АЧХ и неплохая сфазированность в широкой полосе частот. Что-ж, дорогие динамики сделали свое дело! Фактически, JB-381 – это «начально-домашне-студийные» мониторы ближнего поля, причём на удивление басовитые.

По соотношению цена/качество звучания на первое место выдвигается похорошевшая от модернизации и внутренне и внешне модель Microlab Solo2-mk2. На пятки ей наступает более удобная в эксплуатации Defender 50А (модификация «полтинника» – обладателя титула лучший звук 2003 года).

По функциональности по-прежнему нет равных Microlab Pro-2. Кстати, по звучанию это самая удачная модель из новоиспеченной серии «Pro».

Подводя итоги…

Попытаемся вынести вердикт результатам наших опытов. С одной стороны, полученные системы в силу их исключительной бюджетности не смогли достичь высот, свойственных  многоканальному «хайфаю». С другой стороны, игра стоит свеч!

Как уже отмечали, компьютерная мультимедиа акустическая система типа 5.1 приемлемого уровня потянет на 250-350 у.е. Если сложить стоимость сборной системы 4.1-5.1 с применением активного сабвуфера от того же SVEN’а, то мы как раз получим похожую цифру. Про сабвуфер мы упомянули не зря, т.к. всё же он в любом случае не будет лишним. Но в скромном помещении можно с успехом обойтись и без сабвуфера, тем паче на первых порах.

Вот в варианте 4.0 получаем солидную экономию. Качество полученного набора уж никак не будет хуже топовых систем 5.1 от Microlab, SVEN, и им подобных. Бутылочное горлышко лишь одно: многие просто-напросто скажут, а зачем нам эти трудности? Ищи, покупай стереопары, настраивай, и прочее. И будут, пожалуй, правы. Если изначально это вас пугает, то такой подход не для вас. Подобное скорее всего заинтересует людей любопытных, и при должном умении они будут вознаграждены. А также всех, кто ранее обзавёлся стереопарой из вышеупомянутых, и, не видя смысла с ней расставаться, теперь начал поглядывать в сторону многоканальной акустики.

Наконец, выводы как таковые:

• Если рассматривать 4.0 варианты, то связка SOLO2 mk2 + SOLO1 mk2 предпочтительнее, чем SOLO3 mk2 + SOLO2 mk2, так как звучание её хотя слабее по мощности, но лучше по качеству.• Если делать выбор между 4.0 и 5.0, то однозначно наличие центральной колонки весьма желательно, т.к. её роль в фильмах с шестиканальным звуком весьма значительна. Если же упор делается на персональное прослушивание  музыки, записанной в стерео, да еще и в маленьком помещении, то 4.0 вполне хватает, чтобы удовлетворится реалистично объёмным звуком.• Для больших помещений понадобится звуковая карта с настройками задержек тыла во времени. Вообще, на звуковой карте лучше не экономить, иначе неприятных сюрпризов не избежать.• Если захочется незаурядной басовитости, то рекомендуем дополнить полученную систему недорогим (в районе 100 USD) активным сабвуфером типа Sven-625.• Переделка активной акустики в пассивную и использование внешнего AV-ресивера улучшают результаты в плане мощности, но стоимость при этом  возрастёт непропорционально выигрышу. Всё же когда речь идет о бюджетной системе, то использование усилителей, встроенных в активную акустику, вполне приемлемо.

Так что дерзайте, господа, и вам воздастся…

Заключение

На редкость заманчивая стереопара. Модернизация проведена в правильном направлении. Думаю, последняя в династии. The Last in Line :). Чуете?

При грамотном расположении колонок масса удовольствия гарантирована. Но вкусившим наркотик истинного «хай-фай» лучше продолжать копить денюжки.

Solo3-mkII рекомендуются для напольного использования (в идеале – на подставках типа низких тумбочек или настенных кронштейнах) в домашних помещениях размера ниже среднего в связке с мультимедийным компьютером. Классно потянет и с Мр3 плеером.

А вот с бытовым CD/DVD-плеером, имеющим мощный по вольтажу аудиовыход, звучок будет чуть похуже из-за перегруза входа Solo3-mkII. Вдобавок, тем, кто отважится на сей шаг «сопряжения», придется постоянно лазить на корячках за левую колонку, так как громкость звука у этих агрегатов не регулируется.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Техногид
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: